В статье раскрываются психологические основы проведения формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей с одновременной патологией зрения и интеллекта, или, как принято говорить на современный лад, у детей с комплексными сенсорно-ментальными нарушениями. Целью статьи является раскрытие этапов коррекционной работы формирующего эксперимента по развитию связной речи при составлении рассказов у детей с комплексными нарушениями зрения и интеллекта. Предметом исследования является процесс психолого-педагогического воздействия, отраженного в процессе коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта. Объект исследования - младшие школьники с комплексными, то есть одновременными нарушениями и зрения и интеллекта разной степени выраженности, обучающиеся 3-4 классов школы-интерната для детей с нарушениями зрения. Научная новизна заключается в оптимизации деятельности педагога по развитию разных видов связной речи, начиная с диалогов, бесед и рассказов по картине у младших школьников с сенсорно-ментальными нарушениями, что очень важно для практики школы, так как показывает пути повышения качества их речи и социальной адаптации их в обществе. Также отмечается важность такой работы с детьми в плане реализации их личностного потенциала в контексте требований принципа социальной справедливости. Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; комплексным применением теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету исследования, цели и задачам работы, многолетней практической деятельностью автора по развитию связной устной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта.