Образование для устойчивого развития (ОУР) с 1990-х гг. является одним из приоритетных направлений деятельности международных организаций. С 2015 г. присуждается премия ЮНЕСКО-Японии в области ОУР. Статья посвящена анализу инновационных проектов в области формального, неформального и информального образования для устойчивого развития (ОУР), удостоенных данной премии в 2015-2019 гг. Предмет исследования - содержание проектов и программ стран-победителей по соответствующим областям ОУР. На основе системного подхода показано, что победителями становятся инициативы, которые затрагивают в равной степени социальные, экономические и экологические аспекты ОУР и приводят к положительным индивидуальным и общественным изменениям. В ходе исследования выявлено, что доля проектов и программ в области формального и информального образования не велика (7 и 13 % соответственно). Несмотря на значительное число для неформального ОУР (33 %), всё же большинство отмеченных инициатив (47 %) носят комплексный характер. Передовой опыт стран-лауреатов дополняет существующие представления о возможностях изучения вопросов устойчивого развития в области неформального и информального образования, а также уточняет преимущества непрерывного ОУР на протяжении всей жизни. Для реализации комплексного ОУР авторами рассматривается общеинституциональный подход, который позволяет определить ориентированную на устойчивое развитие стратегию деятельности образовательных организаций в целом, в результате чего традиционная модель образования подвергнется «ОУР-трансформации».