Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

On the pivotal basis of the educational paradigm of the 21st century

Дата публикации в реестре: 2022-10-06T17:25:02Z

Аннотация:

Актуальность. Современный мир особенный. Наша страна (Россия) не стала исключением. Другим стало и отечественное образование. Очевидно и то, что опора лишь на известные нам теоретико-методологические положения не всегда дает желаемый результат. В этой связи все острее ставится вопрос о смене парадигмы образования. По своим целевым функциям основанием такой парадигмы может стать гуманизация, так как она является надежным фундаментом гармоничного развития личности, роста её сущностных сил и способностей на новом историческом этапе развития общества. Проблема. Земляне стоят перед архисложной проблемой выстраивания оптимальных отношений человека и человека, человека и общества. Что побуждает педагогическую науку и образовательную практику искать основания, которые помогут разрешить противоречия между отдельностью и цельностью, обособленностью и единством, хаосом и гармонией. Цель. Раскрыть сущность гуманизации как стержневой основы парадигмы образования, соответствующей особенностям развития общества в ХХI столетии. Методологию исследования составили концептуальные положения гуманистической педагогики. Среди конкретных методологических средств использовались принципы историзма, целостности, системности, движение от общего к особенному и единичному. Задействованы были также структурно-содержательный, деятельностный, социокультурный и системно-функциональный принципы. Методика исследования включала изучение монографических и научно-методических работ, образовательной практики, их анализ, выявление особенного на новом этапе исторического развития, обоснование полученных выводов и интерпретацию выдвигаемых идей. Результаты и обсуждение. Дан краткий экскурс выстраивания образовательных парадигм на разных этапах развития общества, раскрывается их содержательная сущность, определены группы принципов, охватывающих многообразные аспекты жизнедеятельности школы, реализация которых позволит обеспечить гуманизацию образовательно-воспитательного процесса, вычленены основные черты педагогического процесса, выстроенного в соответствии с концептуальными положениями гуманистической парадигмы, обозначены основные блоки взаимосвязанных задач, стоящих перед образованием ХХI столетия, обосновывается мысль о том, что гуманизм выступает стержневой основой парадигмы образования ХХI века. Наиболее обсуждаемыми аспектами проблемы стали практикоориентированные вопросы, связанные с разработкой содержания образования гуманистической направленности, которое способствовало бы формированию основ гуманистического мировоззрения обучающихся. Вывод. Выявлены и обобщены идеи гуманистической традиции, составляющие основу парадигмы образования ХХI века, дана их интерпретация. Обоснован вывод о том, что среди ведущих тенденций развития современного образования гуманизация выступает его краеугольным камнем, доказывается её соответствие особенностям развития общества нынешнего исторического этапа.

Тип: Article

Права: open access

Источник: Перспективы науки и образования


Связанные документы (рекомендация CORE)