Актуальность. Осуществить прорыв в будущее проблематично без решения глобальной задачи по формированию активной позиции большинства граждан, понимающих проблемы развития общества, страны, мира в целом. Обозначенное в свою очередь требует переформатирования мышления этого большинства в направлении понимания того, что возникающие проблемы должны стать определяющими для всех, а значит, меняясь, это большинство должно адекватно влиять на изменение мира. Проблема исследования. Взаимообусловленность двух процессов, предопределяющих существование жизни: постоянно меняющийся Человек и изменяющийся Мир. Цель. Показать, каким должен быть Человек, способный изменять Мир, и как изменяющийся Мир изменяет/совершенствует Человека. Методологической основой стали системный подход к исследованию социальных процессов, принципы единства исторического и логического; объективности; всеобщей связи явлений; сочетания ретроспективы с перспективой развития. Результаты и обсуждение. Главный посыл исследования: Человек - дитя природы. Он, человек, не может выстраивать свою жизнедеятельность, игнорируя законы природы. Совершенствуясь человек так ли иначе изменяет мир. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимозависимы. Эффективность воспитания подрастающих поколений всесторонне и гармонично развитыми будет гораздо выше при условии выявления природно-генетических задатков и проявляющейся одаренности ребят в раннем возрасте, если их интеллектуальное совершенствование будет нравственно окрашено, а усваиваемые знания будут вочеловечены. Расширяющийся горизонт развития подрастающих поколений увеличит возможности как можно большего числа граждан изменять мир в направлении улучшения жизни на Земле. Наиболее дискуссионным является вопрос формирования у подрастающих поколений прочного духовно-нравственного стержня. Вывод. Мир созидается человеком, и только ему человеку под силу изменять мир. Под воздействием человека мир изменяется и в свою очередь мир изменяет, совершенствует человека.