Статья посвящена актуальным исследованиям современных авторов в области биологических и социальных экосистем, в частности экосистемы образования. В ней рассматриваются сравнительные характеристики, сходство и различия таких экосистем, проводится аналогия между закономерностями и свой ствами их функционирования. Анализируются различные концептуальные подходы, понятийный аппарат, модели развития, позволяющие разработать стратегические и тактические цели продвижения образовательных экосистем по аналогии с природными экосистемами. Особое место отводится изменениям (инновациям), синергетическому подходу, сетевому характеру взаимодействия внутри как биологических экосистем, так и экосистем образования, рассматриваются факторы, обеспечивающие их устойчивость, самоорганизацию, саморегулирование, саморазвитие. Материалы статьи могут быть использованы для инновационного конструирования образовательных экосистем в образовательных организациях высшего образования.