Статья посвящена изучению философского базиса социологической теории Э. Дюркгейма. К нему относятся исходные «метафизические» понятия, такие как «общество», «солидарность», «сакральность» и «природа человека». В статье также рассматривается вопрос о том, какие философские концепции, положения которых используют такого рода понятия, стали фундаментом социологической теории Дюркгейма. Различаются онтологические и гносеологические философские основания - с одной стороны, и вторичные по отношению к ним социально-философские - с другой. В статье рассматривается вопрос о связи теории Дюркгейма с философскими системами Б. Спинозы, И. Канта и Ш. Ренувье. Отмечается, что онтологический пантеизм Спинозы повлиял на концепцию «сакрального» в теории Дюркгейма. Напротив, влияние принципов философии Канта на Дюркгейма нет оснований считать определяющим. Ренувье, хотя и называется порой неокантианцем, создал собственную философскую систему, элементы которой были восприняты Дюркгеймом, особенно при разработке концепта «социальных представлений». Отмечается, что социологический реализм и холизм Дюркгейма противостоят социологическому номинализму, распространенному в британской социальной философии и социологии. Фиксируется концептуальная преемственность системы Дюркгейма с теориями Ш. Монтескье и особенно Ж.Ж. Руссо (идея общества как обожествленного коллективного существа). В системах Монтескье и Руссо природа человека понимается не как исключительно индивидуалистическая и эгоистическая, соответственно в обществе главную роль играет не конкуренция, а кооперация и интеграция. Анализируется французский социализм XIX века, особенно «симонизм», понимаемый как непосредственный идейный предшественник социологии Дюркгейма. Обращается внимание, что в советской литературе сложился искаженный, упрощенный и «демистифицированный» образ французских социалистов позапрошлого столетия (например, П. Леру, сформулировавшего концепцию «солидаризма», которую развил Дюркгейм). Хотя основатель французской социологической школы дистанцировался от «мистицизма» социалистов того времени, он, несомненно, является их идейным наследником.