Важной составляющей взаимодействия компаний фармацевтической отрасли России и стран ЕС является соблюдение обязательных стандартов GMP и создание стратегических альянсов. Именно поэтому важно поддерживать создание и внедрение гармонизированных со странами ЕС нормативно-правовых актов, в рамках которых могут функционировать стратегические альянсы для развития не только отечественной фарминдустрии, но и развития экспортного потенциала. Целью настоящей статьи стало исследование проблем взаимодействия фармацевтических компаний на рынках ЕС и России. Для достижения поставленной цели были рассмотрены рейтинг ведущих отечественных производителей фарминдустрии, сложности функционирования стратегических альянсов, возможные стратегии продления патентной защиты и/или получения прибыли в странах ЕС и России, а также проблемы гармонизации стандартов GMP. Предполагается, что поддержка государства, создание внутренних систем качества лекарственных препаратов и гармонизация законодательства позволит достичь целей роста количества стратегических альянсов, а также увеличить экспортные операции отечественного фармбизнеса. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе, в том числе и данные по стратегическим альянсам на фармацевтическом рынке России и стран ЕС. В целом было доказано, что на современном этапе развития фармацевтического рынка Российской Федерации важно поддерживать внедрение и развитие стандартов GMP, а также их гармонизация с законодательством стран ЕС, что позволит укрепить российские позиции фармацевтических компаний не только на отечественном рынке, но и на рынке стран ЕС.