Устойчивость и определенность идентичности человека в «текучей современности» не могут быть полноценно удовлетворены обращением к тем или иным формам исключительно социальной общности и требуют поиска более глубинных, антропологических оснований. Такие антропологические основания включают в себя соотнесение человека с природой и, как следствие, определенное ее понимание, при котором она не остается преимущественно внешним объектом для человеческого субъекта-природопользователя, но выступает как целое, в которое органически включен человек, освящается и сакрализуется как часть космоса или рассматривается вместе с человеком в качестве проекции трансцендентнометафизического порядка. Статья посвящена различным подходам к пониманию природы и природопознания, предложенным представителями консервативной мысли континентальной Европы в XX - начале XXI вв. В статье рассматривается вопрос о соотношении экологической практики и антропологических основ мировоззрения человека, традиционное консервативное видение человеческого порядка как органического, историческая роль христианского отношения к природе с точки зрения консервативных мыслителей и наконец шпенглеровское понимание связи западного природопознания и «фаустовской» европейской души. Теоретической базой настоящего исследования выступают работы О. Шпенглера, Э. Юнгера, М. Элиаде, А. Молера, К. Шмитта, Х. Фрайера, А. де Бенуа, Г.-К. Кальтенбруннера, А. М. Руткевича, С. В. Артамошина и ряда других авторов. В основу работы положены принципы дискурсивного анализа, компаративной, социально-философской, философско-исторической и историко-философской методологии.