Эволюция германского колониализма изучается на примере Юго-Западной Африки (территория современной Намибии), также рассматривается современное состояние германо-намибийских отношений в указанной области. Предпринимается попытка ответить на вопрос о готовности Германии признать «моральную ответственность» за геноцид гереро и нама в Намибии в колониальный период. Анализируются этапы становления и развития германского колониализма, оцениваются последствия для современных германо-намибийский отношений. С учётом того, что Германия оказалась страной, которая одной из последних стала метрополией, ей пришлось столкнуться не только с внутренними проблемами, наблюдающимися в колониях, но и с сопротивлением Франции и Великобритании, справедливо претендующих на лидирующие позиции на африканском континенте. Новизной исследования является оценка усилий европейской страны по нивелированию последствий колониального периода. Теоретической базой исследования являются концепции неоколониализма и антиколониализма, приводятся основные сторонники того и другого концептуального направления, даётся анализ их сопряжения во внешнеполитическом курсе современной Германии. На фоне исследования истории германского колониализма и причинно-следственных связей отказа от официального признания геноцида гереро и нама выявляются аргументы, говорящие в пользу антиколониальной или неоколониалистской концепций. Катализатором анализа является культурно-гуманитарная сфера в силу того, что она деидеологизирована и без второстепенных переменных поддаётся оценке. Именно немецкий взгляд на колониальную и антиколониалистскую концепции может помочь найти баланс между диаметрально противоположными, казалось бы, подходами к постколониальному периоду в истории Африки. Делается вывод, что культурно-гуманитарная политика Германии в отношении Юго-Западной Африки и, впоследствии, Намибии является примером размежевания дихотомических противоречий между желанием страны сохранить своё влияние на бывшие колонии и необходимостью помогать некогда порабощённым странам. Интерес представляет также внутриполитический дискурс в Германии, политические партии которой неоднозначно оценивают необходимость оказания культурно-гуманитарной помощи Намибии, а также признания геноцида гереро и нама.