На протяжении тридцати лет, прошедших с момента развала СССР и образования СНГ, в рамках данного объединения протекали крайне неоднородные процессы. С одной стороны, при создании СНГ и в первое десятилетие его функционирования юридическую основу СНГ составили документы, свойственные организациям, имеющим существенный интеграционный потенциал. С другой стороны, значительная часть этих документов и договоров, заключенных странами-участницами уже в рамках Содружества, не работает в полном объеме. По существу, они имеют рекомендательный характер и содержат признаки формализма. В то же время, ни одна страна, кроме Грузии не вышла из СНГ, сохраняя для себя эту важную консультативную площадку. С политологической точки зрения сегодняшнее СНГ не располагает широким инструментарием политико-экономического взаимодействия, что позволяло бы воспринимать Содружество в качестве эффективного экономического или политического союза. Тем не менее, по прошествии трех десятилетий с момента создания этой структуры можно констатировать, что, именно СНГ является ключевой платформой для взаимодействия постсоветских стран в контексте выстраивания интеграционных векторов. Во многом благодаря процессам регионализации внутри СНГ сформировался ЕАЭС, который является сегодня ключевым интеграционным центром на постсоветском пространстве. Таким образом, хотя в рамках СНГ не удалось полностью преодолеть центробежные тенденции, доминировавшие в постсоветских государствах в 1990е гг., новые интеграционные механизмы и союзы, такие как Таможенный Союз и ЕАЭС выросли именно на базе СНГ. В рамках данного исследования рассмотрим основные алгоритмы, лежащие в основе региональной интеграции на пространстве СНГ как в исторической ретроспективе, так и на текущем этапе международных отношений. В статье применяется метод исторического анализа, метод политанализа и метод сравнения.