В статье анализируется понимание А.Ф. Лосевым метафизики и диалектики, их соотношения. Как известно, А.Ф. Лосев, как и Гегель, резко критикует метафизику как чисто рассудочное воззрение на явления и предметы, то есть под метафизикой он понимает прежде всего метод познания. С другой стороны, понимание термина «метафизика» в ее классическом, аристотелевском значении, как «первой философии», учения о сверхсущем, позволяет утверждать, что диалектика завершается Лосевым в метафизике, под которой понимается «абсолютная мифология», когда логические категории обретают субстанциальное бытие. Сама метафизика, по существу, не противопоставляется им диалектике - формируется своеобразная диалектическая «первая философия», которая представляет собой «абсолютную диалектику», воплощающуюся в имени и «абсолютной мифологии». Диалектика как восходит к метафизике Единого, так и исходит из нее. По аналогии с платоновским «Тимеем» Лосев объединяет мысль и бытие, диалектику и метафизику, философию и теологию. Продолжая и своеобразно развивая традицию отечественной метафизической мысли (как полагают, хотя и по-разному, С.С. Хоружий и Л.А. Гоготишвили), можно констатировать, что человек также мыслится Лосевым как существо метафизическое (вслед за С.Н. Трубецким, С.Л. Франком и др.), «выдвинутое в Ничто» (М. Хайдеггер), сущность которого развертывается и обретается через трансцендирование налично сущего. Вместе с тем антропология Лосева носит персоналистический характер - бытийный, субстанциальный и креационистский, что связано с восприятием им исихазма.