Эпендимомы (Э) относятся к группе опухолей, возникающих из эпендимарной выстилки желудочковой системы головного мозга или центрального канала спинного мозга. Они составляют 8 - 10% от всех опухолей центральной нервной системы (ЦНС) у детей, занимая 3-е место после эмбриональных опухолей и астроцитом различной степени дифференцировки. Примерная частота встречаемости на 1 млн. детей в возрасте от 0 до 15 лет составляет 4 случая. Пик заболеваемости приходится на возрастную группу до 10 лет. Клиническая картина Э в основном зависит от локализации опухоли. Основным методом дооперационной диагностики в настоящее время является магнитно-резонансная томография, а ведущим методом лечения - хирургическое удаление с дополнением лучевой и химиотерапии. В настоящее время установлен ряд клинических факторов прогноза при лечении Э: объем хирургического вмешательства, степень злокачественности опухоли, послеоперационная адъювантная терапия, возраст больного. Начаты исследования молекулярных особенностей Э, которые в последующем могут занять ведущее место в прогнозировании течения процесса и индивидуализации программ лечения. Основной причиной неудач при лечении Э в настоящее время остается рецидивирование и метастазирование опухоли, частота которых, по разным данным, достигает 25 - 50%. Наряду с достигнутыми успехами в лечении Э, остается нерешенным ряд проблем, решение которых может внести вклад в повышение эффективности лечения этих детей. Среди них можно назвать: локальное повышение дозы облучения при наличии остаточной опухоли сверх принятого предела в 54 - 59 Гр, расширение объемов облучения до всего кранио- спинального пространства при рецидиве опухоли и при наличии в момент первичноголечения клеток опухоли в ликворе, выбор оптимальных режимов и суммарных доз повторной лучевой терапии, профилактика радиационных повреждений здоровых структур мозга, оценка истинной эффективности адъювантной химиотерапии, роль молекулярно- генетических особенностей опухоли в прогнозе заболевания. В данном обзоре мы попытались проанализировать имеющуюся в доступной литературе информацию о современном состоянии проблемы диагностики и лечения Э и возможных перспективах дальнейшего прогресса в состоянии помощи данной категории детей.