После распада СССР страны Центральной Азии столкнулись с рядом политических и экономических проблем. Наиболее остро стояли вопросы межгосударственного взаимодействия новых государств в энергетической сфере и проведения ими самостоятельной энергетической политики. Попытки стран региона реализовать интеграционные проекты в энергетической сфере не дали положительного результата. Государства Центральной Азии имели однотипные экономики, слабо развитую инфраструктуру. Основным препятствием для расширения энергетического сотрудничества стран региона являлась географическая удаленность стран региона от основных потребителей углеводородных ресурсов. Несмотря на сложности, страны региона проводили политику, направленную на привлечение зарубежных инвестиций в освоение месторождений, реализацию трубопроводных проектов. Большое влияние на обсуждение и дальнейшую реализацию ряда трубопроводных проектов оказали Китай и западные страны. Для китайской стороны Центральная Азия представляла большое значение. Китай стремился усилить свое влияние в странах региона, ограничить влияние России и западных стран. В этом вопросе Китай добился значительных успехов, реализовав в регионе трубопроводные проекты. ЕС и США также продвигали энергетические проекты. Однако удаленность стран региона от европейского рынка углеводородных ресурсов не позволила реализовать проекты нефте- и газопроводов, идущих из Центральной Азии в западном направлении. В итоге, страны Центральной Азии в реализации энергетической политики в основном ориентируются на сотрудничество с Китаем и Россией, которая является важным партнером центрально-азиатских государств.