Статья посвящена анализу феномена больших данных (Big Data) и роли, которую они играют в исследовании современного общества. Дана характеристика трактовки больших данных и показано, в настоящее время большие данные понимаются как совокупность цифровых следов, которые оставляют люди при использовании информационные технологии. Показано, что большие данные являются новым источником информации как об окружающем мире, так и о развитии общественных процессов, что делает их ценной базой эмпирических социологических исследований. Проведен анализ перспектив по эффективному и оптимальному внедрению Big Data в предприятиях наукоемких отраслей для автоматизации и повышения эффективности работы. Приведены примеры использования Big Data в бизнесе для повышения конкурентоспособности предприятий авиации, телекоммуникаций, здравоохранения. Проанализирован опыт зарубежных компаний. Выявлены проблемы и перспективы внедрения данной технологии в бизнес-процессы.