В статье рассматриваются особенности осуществления оценки потенциала наукоемкого предприятия и его конкурентоспособности. Акцент сделан на: изучении основных отличий наукоемких отраслей и предприятий, определяющих их конкурентоспособность; методах маркетинговых исследований оценки конкурентоспособности предприятий; видах и способах оценки потенциала предприятий. В статье дано подробное описание понятия «наукоемкая отрасль», перечислен ряд специфических особенностей и признаков наукоемких отраслей, описаны основные методы маркетинговых исследований конкурентоспособности предприятия и перечислены самые оптимальные способы оценки потенциала компании. Описанные в статье методы оценки конкурентоспособности и способы оценки потенциала предприятия дают возможность составить наиболее точную картину о существующем положении той или иной компании на современном рынке и дать наиболее близкий к действительности прогноз его будущего развития.