Современная наука - это, как указывал Томас Кун в его фундаментальном труде «Структура научных революций», наука, развивающаяся этапами: «научная революция» - «нормальная наука» - «научная революция». В периоды нормальной науки правила исследований и критерии научности устанавливают сложившиеся и воспринимаемые без рефлексии парадигмы, но в случае с техническими дисциплинами это правило не работает, так как технические парадигмы сменяются не по тем же правилам, что и остальные научные парадигмы. Для смены технических парадигм нужно не только принятие их экспертным сообществом - нужно также и принятие их потребителями. В статье рассматриваются трудности определения понятий «техники» и «технического знания», приводится определение технического знания как знания об артефактах, о пользовании ими и о последствиях их использования (Б. Иррганг). На двух примерах контроля технических парадигм в двух тоталитарных режимах ХХ в. (лысенковщины и «арийской физики») демонстрируется роли технических парадигм в ситуации идеологического контроля науки. В этих случаях мы видим попытки «коррекции» генетики и квантовой физики (точнее, полного отказа от него) соответственно. Разумеется, этот контроль поставил биологию в Советском Союзе и физику в нацистской Германии на грань катастрофы. В этой статье с помощью теории эпизнания Г. Солбу (знания на общеобразовательном уровне) предлагается способ решения проблемы целенаправленного идеологического вмешательства в научную деятельность и идеологической корректировки не только технических, но и научных парадигм.