В работе показан объективный характер дореволюционного реформирования школьного образования, диктуемого необходимостью просвещения населения России как непременного условия демократического переустройства общества и его экономического развития. Главной исторической причиной, вызвавшей появление всеобщей школы как нового института социализации в дополнение к уже существующим - семье и церкви, была модернизация. Школа церковного прихода была ориентирована на обучение детей грамоте с целью самостоятельного чтения переводной на родные языки Библии для религиозно-нравственного воспитания учащихся, обеспечивая единство веры. А это означало всеобщий, внесословный характер такой школы. В дальнейшем как важнейший социокультурный институт общества, как институт государственной политики школа свои главные задачи получает от государства с целью модернизации общества, обеспечивая всеобщее обязательное начальное образование. В конце XIX - начале XX веков политические партии и общественно-педагогические организации России предлагали введение всеобщего начального обучения. Однако в дореволюционной России такое реформирование образования не было осуществлено. Советская власть в наследство получила 73 % населения (старше 9 лет) элементарно неграмотное.