В статье раскрывается важный, но слабо представленный в научных публикациях вопрос - о статусе русского неокантианства в истории развития русской философии. За некоторым исключением, которое представлено рядом немногочисленных, но содержательных и информативных статей и монографией, проблематика остается без должной рецепции в научном дискурсе современности. В то же время, оставляя без внимания вопрос о том, что есть феномен русского неокантианства, невозможно продуктивно и последовательно актуализировать содержание русских неокантианцев и тем более показать их значение в истории русской философской и социально-гуманитарной мысли в целом. Выделяются три ключевых затруднения: 1) вопрос об оригинальности и связанная с ним тематика самостоятельности философского направления (оригинальность, самостоятельность и самобытность - различаются между собой, но едины в своей имманентной направленности); 2) выявление критерия объединения русского неокантианства, что во многом представляется труднейшей из задач для исследователей, занимающихся историко-философской реконструкцией; 3) неоднозначным остается вопрос о том, является ли русское неокантианство продолжением немецкой традиции или же оно представляет собой направление именно русской философии мысли. Три обозначенных затруднения в рецепции феномена русского неокантианства, взятого в целокупности содержания, последовательно раскрываются в содержании предложенной статьи, дополняясь кратким обзором наиболее системных положений русских философов, причисляющихся к русскому неокантианству. Преодоление обозначенных затруднений, бесспорно влияющих на объективное раскрытие творчества каждого представителя русского неокантианства, или относящихся к ним мыслителей представляется целесообразным не только с позиции истории философии, но и для актуализации наследия философов в условиях современной социально-гуманитарной прагматики. Автор статьи предполагает, что одним из путей преодоления неоднозначности определения русского неокантианства в истории отечественной мысли может стать, во-первых, более подробное освящение деятельности русских неокантианцев в историко-философской литературе, во-вторых, комплексная репрезентация данного направления, включающая исследования отдельно взятых персоналий и их трудов. Несмотря на дискуссионность и полемичность поставленной задачи, ее постановка является необходимой для объективности значения русской мысли в мировом контексте.