В статье обсуждаются причины конфликтных ситуаций в общении
врача и пациента, связанные с проблемами использования языкового кода
и соблюдением коммуникативных и этических норм. В фокусе исследования
находятся конфликтогенные факторы, обусловленные нарушением права пациента
на информацию о состоянии здоровья, которые включают, в частности, объем
и состав такой информации, а также формы ее предоставления. Обсуждаются
приемы вербализации информации о состоянии здоровья пациента с учетом
требований доступности и деликатности. Автор рассматривает проблемные ситуации,
обусловленные «нелингвистическим» характером правового регулирования в сфере
общения врача с пациентом. Цель исследования – выявление конфликтогенных
факторов общения в медицинской сфере, которые приводят к нарушению не только
этических, но и правовых норм коммуникации врача с пациентом.
Эмпирическая база сформирована путем анкетирования пациентов. В исследовании
также использованы материалы блогосферы и социальных сетей и личные
интервью с пациентами. Анализ социолингвистических данных позволил выявить 4
конфликтогенных фактора: 1) доступность информации; 2) объем (состав) информации,
3) деликатность / неделикатность; 4) качество обратной связи врача с пациентом.
В результате исследования сделаны выводы, позволяющие лингвистически
интерпретировать коммуникативную неудачу, возникшую в процессе общения
с врачом. Это дает основания для разработки критериев коммуникативных нарушений,
потенциально конфликтогенных и имеющих правовые последствия