Актуализация исследовательского интереса ученых-гуманитариев
к феномену прошлого обусловлена комплексным состоянием современной
культуры, но может конкретизироваться через ряд наиболее значимых причин
психологического, коммуникативного, научно-методологического,
политико-идеологического
и социокультурного порядка. Являясь предметом интереса
целого ряда наук (от истории до социологии), в пространстве культурологии
прошлое приобретает ряд специфических черт, главной из которых можно назвать
конструируемость. Прошлое, точнее его образ, созидается культурой для решения
наиболее значимых для нее в актуальности задач, существуя в ней как результат
социокультурной рефлексии относительно минувшей реальности и концентрируя
в себе доминантные ценностные и иные установки культуры. Под образом прошлого
в контексте данной статьи понимается совокупность конструируемых, исторически
изменчивых, но локально устойчивых, социальных представлений о прошлом, которые,
с одной стороны, отражают характерные и значимые для данной культуры установки,
а с другой – оказывают значительное влияние на их формирование. Наиболее
значимыми сущностными параметрами образа прошлого (помимо упомянутой
конструируемости) являются: опосредованность (отсутствие прямых референций
в реальности, их присутствие в форме «следов»), субъективность (наполненность
неверифицированным контентом), социокультурная детерминируемость
(обусловленность параметрами актуальной культуры), ценностная окрашенность,
коллективная природа бытования, устойчивость в рамках определённого периода
существования культуры, темпоральный дуализм (принадлежность к сфере прошлого
по своему темпоральному статусу и к сфере настоящего по своему ценностно-нормативному
наполнению). Социокультурными условиями формирования образа
прошлого выступают дистантность (осмысление прошлого как принципиально
Другого по отношению к настоящему), необратимость (восприятие прошлого как
тотально невозвращаемого, ушедшего навсегда), востребованность (прошлое должно
помогать решать актуально значимые проблемы)