Статья посвящена исследованию специфики игрового конструирования
белорусских познавательных телевизионных текстов. Важным инструментом
реконструкции события и явлений действительности становятся игровые механизмы,
формирующие текстовое пространство. Цель статьи состоит в установлении
особенностей содержательно-смыслового,
композиционного, тактико-стратегического
и языкового конструирования игрового пространства в белорусских познавательных
текстах. Материал исследования составляют 400 культурно-просветительских
и научно-информационных
телепередач, транслируемых Белтелерадиокомпанией
в период с 2010 по 2021 годы. Научная новизна состоит в том, что впервые выявлены
особенности познавательного текстового пространства телевидения как игрового;
описан репертуар и функции тактик, реализующих стратегию монтажа реальности.
Установлено, что игра находит различные, генетически не свойственные
познавательным текстам средства репрезентации – «аттракционы», формирующие
реальность. В результате познавательный текст конструирует особую реальность
посредством коммуникативной стратегии монтажа реальности, которая эксплицируется
тактиками монтажа «аттракционов» действительности; встраивания
фактологической информации в калейдоскоп «аттракционов»; моделирования
или фокусирования трудностей, конфликта. Зафиксированы функции игры – игра
выступает как средство национальной идентификации, выполняет воздействующую
и аттрактивную функции. Выявлены типы игровых сверхфразовых единств – «аттракционов», особенности их сочетания; доминантные языковые средства,
оформляющие тактики, реализующие стратегию монтажа реальности. Автор делает
вывод о том, что знание в познавательных текстах телевидения трансформируется
в легкие, яркие высказывания, нацеленные не на познание и размышление, а скорее
на переживание «другой» (нереальной для зрителя) реальности и повышение градуса
развлекательности.
Работа вносит вклад в развитие медиалингвистики, лингвокультурологии, прагматики.
Материалы исследования могут применяться на занятиях по теории массмедиа, языку
средств массовой коммуникации, прагматике