Негативная оценка в российской научной рецензии: между критической рефлексией и ритуальным жанром (на материале рецензий на монографии по социологии 2015–2022 гг.)
Статья анализирует рецензию как один из основных жанров в научно-экспертной
деятельности. Оценочность является ключевой характеристикой рецензии
и ее идентифицирующим признаком как текстового жанра. Исследовательский вопрос
связан с тем, как в тексте рецензии выражается научная критика и оценочная позиция
субъекта речи. Научная критика фокусируется как эксплицитное выражение негативного,
отрицательно-оценочного
отношения, несогласия с мнением другого исследователя
и его объяснительного подхода. Анализ проведен на материале русскоязычных
рецензий на монографии в области социологии, опубликованные в период с 2015
по 2022 гг. в ведущих отечественных журналах. Текстовая выборка состоит из 50
рецензий. В ходе анализа с опорой на структурно-композиционную
организацию
текста рецензии, его основные функционально-тематические
блоки выделялись
контексты, содержащие языковые единицы с семантикой эпистемической оценки,
из них на втором этапе отбирались контексты, в которых выражено негативно-оценочное
отношение рецензента к содержанию (представленному результату), структуре
и практической значимости рецензируемой монографии. Учитывалось эксплицитно
выраженное оценочное отношение. Выделено 618 оценочных контекстов, из них
460 содержат положительную оценку, 158 – отрицательную. Отмеченные контексты
анализировались методами прагма-семантического
анализа, дискурсивного анализа
с опорой на словарные дефиниции. Применительно к изученной текстовой выборке
отмечается преобладание «некритичных» рецензий, не содержащих отрицательно-оценочных
суждений и выявленных слабых, противоречивых аспектов в монографиях-предтекстах.
При выражении негативной оценки критика представляется непрямо,
сопровождается языковыми деинтенсификаторами оценки, снижающими степень ее
категоричности и прямоты. В результате анализа систематизированы характерные
приемы и языковые средства смягчения критической оценки