Приводится литературоведческое исследование карпатского проявления исторических событий так называемой «Весны народов» (1848–1849 гг.) на основе рассказа «У охотничьего костра» из сборника «Русины» польского писателя армянского происхождения конца XIX – начала ХХ в. Каетана Абгаровича (Абгара-Солтана). Внимание сфокусировано на дискурсе пограничья, как состояния сознания культуры – «своей» с перспективы польского автора и гуцульской – «иной» в ракурсе имагологического отражения общественных настроений XIX в. Определены особенности экзистенции карпатского общества в период до «Весны народов», как измерения культурного пограничья польского, гуцульского, немецкого, еврейского, цыганского этносов, которые сосуществовали в повседневности, сохраняя неизменными свои фундаментальные ценности. Очерчена ситуация бытия гуцульского сообщества в безусловной акцептации горцами австрийского императива, модели соседства с поляками, доверительных отношений с цыганами, однако инфернальном проявлении мифологизации немецкого этноса в лице локального урядника и его окружения. Исследуются особенности гуцульской рецепции новостей о восстании против Габс-бургов за пределами Карпат и развертывания революционных событий местной «странной весны» в ситуации противостояния горцев с местными властями во время пребывания на горных просторах взбунтовавшегося против австрийского императора венгерского войска. Проанализировано влияние революционных событий на гуцульское сообщество, в частности в контексте осознания культурной идентичности гуцула, как представителя отдельного этноса с собственной историей сопротивления в формате опрышковского движения, «иным», необычным для поляков культурным пейзажем, аксиологией и онтологией. Подытожено, что Каетан Абгарович в рассказе «У охотничьего костра» создает литературную версию событий «Весны народов» в Карпатах, предлагая новый взгляд на вопросы взаимоотношений «своего» и «иного» с позиции диалога.