Освещены существующие теоретические представления и эмпирические данные о роли, которую играют разные уровни категорий в процессах восприятия и формировании действий с объектами. В этом контексте рассматривается несколько тем: превосходство категорий базового уровня, феномен случайных находок, эффекты совместимости и ориентации, роль цели действия в категоризации объектов, а также некоторые другие. Одним из ключевых примеров влияния категоризации на другие когнитивные процессы является эффект превосходства категорий базового уровня: при принятии решения о том, принадлежит ли данный стимул определенной категории, ответ оказывается быстрее, если категория относится к базовому уровню, по сравнению с суперординатным и субординатным. Важным направлением исследований эффекта преимуществ категорий базового уровня является рассмотрение роли этого эффекта в перцептивных задачах, в частности в задаче зрительного поиска – поиска целевых стимулов среди дистракторов. Один из примеров – управляемый поиск: направление внимания на определенные объекты. Существуют модификации задачи зрительного поиска: поиск–собирание и гибридный поиск. Принадлежность объекта к определенной категории влияет на эффективность зрительного поиска, а также на возникновение перцептивных ошибок. Другой важной областью изучения категоризации является выяснение взаимосвязи между категоризацией и аффордансами – воспринимаемыми возможными действиями с объектами. В основном такие исследования рассматривают роль категоризации в возникновении эффектов совместимости и ориентации. Наконец, всестороннее изучение взаимосвязи между категоризацией, восприятием и аффордансами происходит в исследованиях «поведения взгляда» по отношению к действию, которое дает видимый объект.