Представлен обзор исследований, вектор которых направлен на изучение последствий травматического опыта детства и неудовлетворения в детстве основных психологических потребностей. В качестве «модераторов» в ассоциации стресса и психопатологии рассматривается возникновение ранних дезадаптивных схем. Ранняя дезадаптивная схема – это устойчивый паттерн, состоящий из воспоминаний, эмоций, знаний и представлений о себе и отношениях с другими людьми. Основными отличительными особенностями ранних дезадаптивных схем являются: дисфункциональные переживания, возникающие в результате взаимодействия ребенка в процессе общения с членами семьи; восприятие схем как фактических знаний о себе и окружающей действительности; активация внешними факторами. Приведены результаты исследования взаимосвязи между ранними дезадаптивными схемами и различными категориями психических расстройств. Описана взаимосвязь различных схем с формированием разных видов страхов. Показано, что частота депрессивных и тревожных расстройств выше у людей с неэффективными эмоциональными схемами. Это связано с тем, что наличие неадаптивной схемы заставляет человека неправильно понимать свои эмоции или интерпретировать их негативно. Также выявлены особенности дезадаптивных схем у пациентов с обсессивно-компульсивными расстройствами и расстройствами шизофренического спектра. Учитывая, что в течение жизни дезадаптивные схемы усложняются, затрагивают все большее число сфер функционирования, представляется целесообразным выявлять эти схемы в молодом возрасте, на этапе, когда они не имеют четкой структуры, не являются жесткими и не вызывают стойкой дезадаптации во всех сферах функционирования.