Музыкально-критические статьи выдающегося отечественного композитора и музыкального педагога М.Ф. Гнесина, опубликованные в периодической печати Екатеринодара и Ростова-на-Дону в 1913–1916 гг., принадлежат к наименее изученным в его творческом наследии. Работа в провинции после окончания Петербургской консерватории стала для композитора осознанным шагом, продолжающим идеи о народном образовании его учителя, Н.А. Римского-Корсакова. Проведенное исследование позволило выявить неизвестные ранее материалы, сделать их комплексный анализ и провести классификацию. Установлено влияние на формирование Гнесина-публициста музыкально-критических работ В.В. Стасова. К особенностям публицистического стиля Гнесина относятся доброжелательность, просветительская направленность, простота языка, частое цитирование работ других музыкальных деятелей России, рассматривание музыкальной культуры провинции сквозь срез лучших образцов музыки и исполнителей страны. При этом музыкально-публицистическая деятельность Гнесина, отражая его эстетические взгляды и вкусы, шла параллельно с собственно композиторской работой.