Материалов:
1 081 645

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Региональная образовательная среда в полилингвальных вузах России и Узбекистана

Дата публикации: 2022

Дата публикации в реестре: 2022-10-06T22:38:56Z

Аннотация:

В современном мире значимая роль отводится усилению межкультурных и межэтнических контактов, необходимость организации многоязычного обучения подтверждается статистикой – примерно 75% мирового населения говорят на двух и более языках, что побуждает систему образования к активному внедрению инноваций на различных ступенях обучения для адаптации к новым реалиям общественной жизни. В исследованиях отечественных ученых вектор развития системы образования смещается в сторону регионализации как принципа высшего образования, влияющего на научную деятельность вуза и содержательный компонент программ обучения. Раскрыт аспект региональной образовательной среды, проанализировано состояние изучения и функционирования родного и иностранных языков в России и Узбекистане на примере Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова и Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы им. А. Навои. Обучение нескольким языкам ведется на всех факультетах университетов вне зависимости от профиля подготовки, что позволяет обучающимся формировать и развивать межкультурную коммуникативную компетенцию. Создание в вузе среды для развития поликультурной и полилингвальной личности, способной представлять свою культуру и эффективно взаимодействовать с представителями иных сообществ на нескольких языках, а также для удовлетворения основных потребностей всех участников образовательного процесса основывается на учете региональных условий реализации языковой политики государства. Под термином «полилингвальная личность» мы подразумеваем личность, владеющую несколькими языками, способную мыслить в контрастивно-сравнительном аспекте и обладающую навыками межкультурного общения с учетом региональных особенностей сторон. Полилингвальный вуз – учреждение высшего образования, где формируется личность ранее рассмотренного типа. В противопоставление глобализации с ее унифицированным подходом к лингвокультурам, регионализация образования позволяет в полной мере учесть культурное разнообразие, обеспечить лучшее взаимопонимание между участниками коммуникации, осознавать ценность родных и иностранных языков. Такой полилог культур, где принимается во внимание региональная составляющая, являет собой существенное дополнение общепринятой межкультурной образовательной парадигмы.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2022. № 59. С. 178-201


Связанные документы (рекомендация CORE)