Метафора «конструирование» широко используется в философских, социологических и исторических исследованиях, но по-разному: процессы конструирования различаются в зависимости от типов объектов, которые могут быть сконструированы. В последние двадцать лет в российских исследованиях конструктивизм рассматривается в различных вариантах, но иногда неясно, что именно он утверждает, что он конструирует и как эти подходы соотносятся с социологическими и философскими альтернативами. Неоднозначность понимания конструктивизма возникает именно потому, что термин «конструирование» имеет различные определения и характеристики, и даже в рамках одной работы эти термины привлекают внимание к различным типам явлений. В предлагаемой работе дается классификация использования метафоры конструирования и обзор идей, направлений и авторов, которых можно отнести к конструктивизму, в соответствии с предложенной классификацией. Конструктивизм стал полезным инструментом в дополнение к философским представлениям о науке и об анализе научной практики. В нашем обзоре приведены наиболее влиятельные исследования, которые теперь называют «классикой», а также примеры и перспективы использования метафоры конструирования в современных работах. Современные авторы акцентируют внимание на том, какое влияние социальное и культурное оказывает на развитие научного знания, что привело к появлению небольших тематических исследований