В настоящей статье представлены результаты исследования образов первых колонистов Новой Англии XVII в. — известных как пуритане Массачусетской бухты и отцы-пилигримы Нового Плимута — в качестве символических национальных предков Соединенных Штатов Америки в свете историографических дискуссий, развивавшихся в XXв. и не утихающих по сей день. На протяжении четырех веков в пространстве исторической памяти американской нации живут мифологизированные образы основателей первых новоанглийских поселений. В течение этого времени представления о двух группах колонистов прошли путь от острой конкурентной борьбы за метафорическое «право первородства» до своеобразной «диффузии», которая привела к формированию собирательного портрета первого колониста — носителя «истинно американских» духовных и нравственных ценностей. Автор приходит к выводу, что образы первых колонистов продолжают дальнейшую трансформацию, несмотря на имеющийся фундаментальный статус предков нации. Этому способствует критическая переоценка национального мифа, которая была инициирована как преодолением традиционного восприятия прошлого («белого, мужского и протестантского») на волне подъема истории памяти, так и расширением сети интерпретаций за счет включения в нее опыта тех, кто ранее оказывался на обочине исторических реконструкций.