Обоснована педагогическая целесообразность расширения спектра оценочных средств в профессиональном труде учителя, активирующих внутренний потенциал обучающихся и усиливающих их мотивацию в учении. В качестве примера оценочной деятельности приводится метод использования двух шкал оценивания: индивидуального и сопоставимого эталонов. Каждый из двух типов эталонов имеет своё назначение в педагогическом процессе: определение качества освоения основных образовательных программ, выявление склонностей обучающихся к изучению отдельных учебных дисциплин для успешного профессионального самоопределения, наличие или отсутствие индивидуального успеха в обучении и индивидуальном развитии, динамику в освоении учебных дисциплин. Рассматриваются возможные сочетания указанных шкал, определен их вклад в итоговую оценку учебной деятельности обучающегося