Статья посвящена анализу изменения роли конфессиональной традиции
и конкретных форм ее выражения применительно к религиозной самоидентификации личности в социальном поле миноритетных, сокративших долю своего присутствия конфессий, прежде всего католицизма
римского обряда. За несколько десятилетий ХХ в. поле соответствующей конфессиональной культуры, конфессионального праксиса сократилось настолько сильно, что ознакомление, обязательное для ситуации
идентификации, лишь в меньшем числе случаев опирается на первичные
тексты, аккумулирующие фундаментальные черты конфессии – ритуал
сам по себе, литургические, катехитические, богословские тексты. Их
место все чаще занимают вторичные паттернизированные представления, создаваемые под влиянием искусства, публицистики. В результате
должно возникнуть неизбежное и заметное расхождение между реалиями конфессионального бытия, конфессионального праксиса и приблизительными, а оттого неэвристичными культурными паттернами, способными при этом сохраняться устойчиво, превращаясь в культурные предрассудки. В ситуации постсоборных реформ расхождение реальности и
вторичных паттернов становится еще более сложным и драматичным
для субъекта, поскольку вторичные паттернизированные представления
все же в большей степени ориентированы на традиционный облик конфесии, пусть и с внесением массы упрощений и ошибок. Культурный
шок при переходе от конструирования вторичных паттернов к знакомству с модернистскими изменениями становится очень сильным, порождая дополнительные идентификационные затруднения, растерянность,
переход в религиозные группы, так или иначе сохранившие традиционный конфессиональный облик