Статья предлагает обратиться к методологическим основаниям социально-философской футурологии в критическом ключе. Автор указывает,
что способы философского мышления о будущем не только распространились в современной культуре, но и колонизировали социальную и
культурную теорию. Одержимость футурологией стала ответом на
нарастание скорости изменений в обществе и фрагментацию больших
нарративов. Социально-философская футурология заняла место философии истории и составила конкуренцию утопическому измерению
классических идеологий. В конечном итоге апелляция к будущему становится де факто составной частью любого осмысленного рассуждения
о настоящем, всегда подразумеваемым продолжением анализа научных
данных. Автор предлагает очертить методологические границы дисциплины, которые бы разграничили еѐ с другими научными и культурными
предметностями, тенденция к растворению в которых стала проблемой
не только для философии, но и для самих частных наук (экономики, социологии и т. д.). Статья показывает, что в основе строгой социальнофилософской футурологии должны лежать уникальные методы, порождѐнные философской традицией: логический анализ, мысленный эксперимент, перформативная критика риторики, а также оценка этического
измерения происходящего. Главными опасностями для дисциплины становятся, с одной стороны, соблазны вольного обращения с эмпирическими данными, а с другой стороны, производство фантастических нарративов. Автор уточняет способы функционирования социальнофилософской футурологии в контексте современной культурной логики
капитализма и указывает на наиболее продуктивную для дисциплины
стратегию работы с будущим. Ей становится социально-философский
анализ логики существующей капиталистической системы