Статья посвящена структурной семиотике протестантского теологического дискурса. Сложность этой на первый взгляд часто дискутируемой
проблемы начинается с семантической неопределенности самих слов,
неизбежно используемых для номинации: например, фундаментализм используется в широком регистре, от неопределенного именования с уничижительными коннотациями до самообозначения групп и направлений.
Также и именования протестантских объединений отличается асимметричностью: почти одинаковые наименования для существенно разных общин и наоборот. Следующая проблематичность определяется применением современного системно-структурного подхода в области анализа религиозных явлений. Конфессиональные и деноминационные объединения включают теологию с определенными дискурсивными свойствами в
качестве субсистемы в системных границах. При попытке представить варианты теологического дискурса в рамках традиционного конфессионального подразделения добиться полного, симметричного соответствия
не получается. Поля описания, используемые для разных компонентов религиозного сообщества (теология, богослужение и т. п.) несимметричны,
так как сама система не функционирует в привычном для классического
религиоведения «двоично-зеркальном» пространстве. В результате возникает необходимость характеризовать спектр вариантов теологии для
каждого выделенного подразделения, порой с уточнением типичности
того или иного типа теологического дискурса для выбранной конфессиональной единицы