Материалов:
1 005 021

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Мультиязычные веб-сайты как средство формирования и развития медиативных умений студентов технического вуза

Дата публикации: 2022

Дата публикации в реестре: 2023-02-06T15:00:55Z

Аннотация:

Рассматриваются вопросы формирования и развития иноязычных медиативных умений у студентов технических профилей посредством использования мультиязычных профессионально ориентированных веб-сайтов. В отечественной методической науке одним из ключевых понятий является «вид речевой деятельности», в то время как в зарубежных методических исследованиях закрепилось понятие «коммуникативные виды деятельности» (рецепция, продукция, интеракция и медиация). Медиация в современной методике обучения иностранным языкам понимается как процесс, в котором обучающийся выступает в качестве языкового и культурного посредника или агента. Он передает другому лицу содержание устного/письменного текста, к которому у последнего нет доступа из-за языковых, культурных, смысловых или технических барьеров. Анализ современной методической литературы по проблеме медиации позволяет по-новому взглянуть на процедуру разноязычного общения и участников данного процесса. Планируя коммуникацию на иностранном/-ых языке/-ах, участник коммуникативного акта должен быть готов к ситуациям, где он будет действовать в качестве коммуниканта (участника коммуникации), коммуникатора (специалиста по общению) и медиатора (посредника между коммуникантами и коммуникаторами; межкультурного проводника), который делает возможным взаимодействие двух и более сторон, обеспечивает лингвистическое сопровождение. Практика реализации всех видов медиативных умений чрезвычайно актуальна для студентов – будущих инженеров, которые ориентированы на перспективы осуществления своей профессиональной деятельности в транснациональных и многонациональных компаниях, где коллектив служащих представляет собой интернациональную команду. Залогом успеха в данном случае становятся не только умения сугубо профессионального характера, но и умения терпимо относиться к языковым и культурным различиям, умения предвидеть и устранить ситуации недопонимания, разногласия, конфликта, вовремя дать необходимые пояснения и комментарии. Рассмотрев особенности данной категории обучающихся, установлено, что действенным средством развития иноязычных медиативных умений у студентов технических направлений подготовки являются мультиязычные профессионально ориентированные веб-сайты. К ним относят аутентичные сайты организаций или компаний, работающих в определенной профессиональной области и предоставляющих информацию как о своей прошлой, так и о текущей деятельности на английском и других языках. В этой связи предложен разработанный комплекс упражнений с использова- нием профессионально ориентированных мультиязычных веб-сайтов Siemens.com (крупнейший производитель электротехнического оборудования и технологий), Alpiq.com (ведущий швейцарский поставщик энергетических услуг и производитель электроэнергии), Inno.com (известный разработчик высокотехнологичных установок для производства электроэнергии и газовых компрессоров), нацеленный на формирование медиативной компетенции у обучающихся высшей технической школы. Задания ориентированы на студентов – будущих инженеров сферы энергетики. Указанные сайты характеризуются многообразным контентом: тексты, видео, подкасты, инфографика и др. Комплекс упражнений, созданный на английском и немецком языках, позволяет отрабатывать со студентами различные роли (коммуниканта, коммуникатора и медиатора). Обучающиеся учатся технично переключаться с одного иностранного языка на другой сообразно ситуации общения, учитывая условия и специфику разноязычной коммуникации. Данный комплекс разноязычных упражнений позволит моделировать реальные ситуации общения, стимулируя не только практическое овладение иностранными языками, но и позволяя каждому студенту выработать адекватное профессиональное поведение, в основе которого лежат самостоятельность, активность и творчество. Использование мультиязычных веб-сайтов в обучении иностранным языкам даст возможность учитывать потребности и интересы будущих представителей технической интеллигенции, а также уровень их знаний. Работа с сайтами может осуществляться как в аудитории, так и в ходе самостоятельной работы. Роль преподавателя-мультилингва заключается в грамотном подборе материалов (посильных, актуальных, интересных, полезных), а также в разработке соответствующих уровню обучающихся и четко сформулированных заданий.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2022. № 60. С. 249-269


Связанные документы (рекомендация CORE)