Целью статьи является изучение недобросовестных практик реализации
банками страховых продуктов, выявление причин такого поведения и
определение путей решения данной проблемы, в том числе посредством
инструментов поведенческого надзора. В статье рассмотрены практики
недобросовестного поведения банков при реализации страховых
продуктов, получившие свое распространение в ходе развития
банкострахования. Научная новизна статьи заключается в выявлении
причин ненадлежащего поведения (желание банков получить
дополнительный доход в виде комиссионного вознаграждения на фоне
волатильности процентных ставок на рынках; зависимость страховых
компаний от банков в силу существенного различия в развитии
страхового и банковского сектора и др); в обосновании вывода о том,
что с точки зрения институциональной теории недобросовестные
практики реализации финансовых услуг являются формой проявления
оппортунистического поведения; конкретизации способов решения
данной проблемы, в том числе посредством поведенческого надзора со
стороны Банка России. Отмечено, что ненадлежащее поведение банков
при реализации страховых продуктов в конечном счете может привести
к снижению уровня доверия населения к крупнейшим финансовым
институтам, в результате чего пострадает весь финансовый рынок.
Сделан вывод о том, что наилучшим решением выявленной проблемы
является саморегулирование и изменение приоритетов в сторону
клиентской ценности, построения долгосрочных отношений с клиентом,
а также предложение ему максимально разнообразной и выгодной
линейки финансовых продуктов