Учащиеся сельской школы составляют значительную и весьма специфическую часть многочисленной армии учащейся молодёжи страны. Из них рекрутируется самая надёжная и боеспособная часть призывников Российской Армии. В статье представлены результаты исследования социальных и психологических проблем учащихся сельских школ муниципальных районов Республики Башкортостан. Исследование проведено с использованием методов инновационной, по сути, общефилософской, человековедческой дисциплины - экстремальной антропологии,- и виталистской социологии, как её составной части. Целью статьи является попытка фокусировать внимание педагогов и воспитателей на психологических и бихевиоральных проблемах учащихся сельской школы. Объектом и предметом данного анализа является совокупность жизненных проблем села, экстремальной антропологии сельского населения, социологии сельской учащейся молодёжи. Актуальность анализа и решения проблем сельской молодёжи в этом контексте определяется следующими обстоятельствами: 1) общим кризисом российского села и сельской школы; 2) неэффективностью региональной и муниципальной политики; 3) растущей социальной и экономической дифференциацией регионов страны; 4) редукцией социальной инфраструктуры сельских территорий; 5) слабой ориентированностью школ аграрных регионов на местные потребности в трудовых ресурсах, в социальном обслуживании населения; 6) деморализованностью сельского населения, подверженностью его массовому распространению социальных болезней (алкоголизма, наркомании, индифферентизма и т.п.).Материалы исследования,- в основном, это данные социологических исследований среди молодёжи сельских территорий Северо-западной лесостепной зоны Республики Башкортостан - 17 муниципальных районов РБ, - проведённых в 2011-2016 гг., позволили выяснить главные исследуемые вопросы. При проведении исследований учитывались психофизиологические и ментальные особенности сельской молодёжи, а именно: мобильность, динамичность, работоспособность, способность к адаптации в меняющейся ситуации, здоровье, оптимизм и обучаемость. Особое внимание было уделено на психологию, поведение, моральную устойчивость. Конкретно дана характеристика психологических проблем учащихся общеобразовательных школ на основе исследований, проведённых в этом же регионе Республики Башкортостан в 2019-2021 гг. Психологические проблемы учащихся тесно связаны с экстремально-антропологическим фоном в обществе.Экстремальную антропологию до сих пор считают специфическим способом изучения негативной стороны человека и его поведения. Стоит обратить внимание, что экстремальная антропология не только имеет негативную сторону, а также и позитивную.Экстремальная антропология исследует определённые формы существования.В качестве таких форм существования выделяются формы, которые приближаются к пределу человеческого и переходящего его.Как правило, бывают случаи, когда встречаются полезные экстремальные формы, учитывая тот факт, что удержание сопряжено с энергетическим взрывом на пределе человеческого. С этим многие авторы не согласны, считая, что разоблачение экстремальноговозвращает территории человеческого человеку.Но несмотря на это сельская жизнь требует от жителей села максимальной концентрации жизненных сил.На наших географических широтах взаимосвязаны человек и аграрная культура, климат и человек,человек и природа, человек и стихийные природные обстоятельства.Таким образом, введение аграрного хозяйства направлено на высокую концентрацию человека. В системе обучения и воспитания учащихся сельской школы такая инновационная методология экстремальной антропологии, очевидно, будет весьма уместна.