(RE)ГУМАНИЗАЦИЯ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОСИСТЕМ В XXI ВЕКЕ
Дата публикации: 2022
Дата публикации в реестре: 2023-02-21T12:21:22Z
Аннотация:
Прогрессивность образования, ее активная технологизация и цифровизация не всегда оказываются лучшим сценарием для ее развития. Гуманитарные и социальные науки, и, в частности, науки об образовании, сталкиваются с серьезными проблемами в связи с текущими социально-политическими, экономическими и внешнеполитическими потрясениями. Наиболее значимыми в этой связи становятся вопросы, связанные с "возвратом" к человеку. Преподавание и обучение - это сугубо личный опыт. Однако системы образования часто ставят во главу угла программы, технологии, которые отталкивают людей, а не вовлекают их. Цель исследования: выявление ведущих образовательных тенденций, ориентированных на (Re)гуманизацию в развитии образовательных экосистем в XXI веке, нацеленных на "возврат" к человеку, его духовно-нравственному потенциалу. Методы исследования: в рамках гуманистической образовательной парадигмы в качестве методов исследования были использованы общие теоретические (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация) и специальный - метод демоскопического анализа, что позволило изучить феномен (Re)гуманизации как призыв не забывать о "человеческом в человеке", основанного на взаимопомощи и творческом самовыражении личности, признании полной человечности каждого, и определении его ключевых принципов в развитии образовательных экосистем в XXI веке. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что, если мы хотим добиться повторной гуманизации, нам необходимо приручить технико-экономический комплекс и подавить его разделяющие силы. Одним из аспектов повторной гуманизации является преодоление разногласий путем упора на культивирование хороших сообществ, стремление когда-либо расширять и связывать их, пока мы не построим подлинное глобальное сообщество. "Хорошие сообщества" - это сообщества заботы, сформированные на основе прочных уз доверия и дружбы, и служащие примером истинной справедливости. Основной идеей становится превращение конкурента в союзника, друга, и единомышленника. Технологии по-прежнему играют важную роль в современном мире, мы используем технологии для решения человеческих приоритетов. Их применение не должно становиться использованием технологии ради технологии. Ведущей идеей разработки и внедрения любой педагогической технологии должна выступать ее обращенность к человеку, в создании условий для развития творческой индивидуальности. В информационном обществе не менее злободневной проблемой, связанной с развитием технологий, оказывается и проблема эмоциональной и когнитивной эмпатии педагогов и обучающихся. Процесс переочеловечивания ((Re)гуманизация) требует от обеих групп признавать и понимать, что они разделяют ту же человечность, что они способны ставить себя в положение другого человека с намерением лучше понять свой опыт. Проведенный анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что "возвращение к человеку" является проводником в развитии образовательных экосистем в XXI веке. Педагогическому сообществу следует признать достоинство (Re)гуманизации как направления на восстановление гуманистических принципов в образовании как приоритетной сферы общественной жизни. (Re)гуманизация не преследует мнения о том, что технологии вредны. На самом деле она призывает не забывать о "человеческом в человеке" и дает основание считать, что технологии развиваются в результате интеллектуального труда, основанного на взаимопомощи и творческом самовыражении личности, которая признает полную человечность каждого.
Ключевые слова:(Reгуманизация,
гуманизм,
персонализация,
технологизация,
информатизация,
образование,
образовательная экосистема,
(Re)humanization,
humanism,
personalization,
technologization,
informatization,
education,
educational ecosystem
Тип: article
Связанные документы (рекомендация CORE)