Проблема комплексного развития человека его сущностных сил всегда остается актуальной в истории науки и общества и привлекает к себе исследователей из разных научных областей. В настоящее время это приобретает особое значение в мире неопределенности и развивающихся информационно-коммуникационных технологий, создающих многомерные реальности существования субъекта и как следствие множественные искажения его мира, что требует поиска практик образования человека, создаваемых на основе антропологического подхода. Меняющаяся реальность изменяет и мир человека, инициируя поиск способов его психолого-педагогического сопровождения и интеграции в условиях социально-психологической неустойчивости. В данной статье поднимается проблема, связанная с зарождением одной из исследовательских практик становления человека в образовании, которыми являются проводниковые практики. Исследование в них имеет феноменологическую основу и предполагает активизацию внутреннего движения от индивидуального опыта к расширению самосознания, а за тем продвижения к абсолюту. Цель данной работы - показать предпосылки разработки практик, определяющих иной взгляд на человека в системе образования, обеспечивающего его исследовательскую позицию и самоорганизацию, а также адекватное сопровождение в процессе становления. Вместе с тем, предполагается выстроить ориентиры оформления проводниковых практик, как самостоятельного перспективного направления, имеющего антропологические основания. Методология. В данной статье обозначаются методологические предпосылки, имеющиеся у современной философии и психологии для зарождения проводниковых практик. Работа сделана на основе анализа обширной базы теоретических источников, с использованием методов теоретического анализа, синтеза, прогнозирования. Полученные результаты позволяют обратить внимание на проблему исследовательски ориентированного образования в контексте его целостного развития, как самоорганизующейся системы, созидающей свой мир и активизирующей внутреннее живое движение. Выводы и рекомендации. Проводниковые практики выступают альтернативным направлением уже сложившихся в психологии полевых практик, позволяют обнаружить их узкие места и придать новые смыслы профессионального сопровождения в системе образования.