Что представляет собой образование начала XXI века? Какие научные требования сегодня и в ближайшей перспективе детерминируют особенности организации подготовки будущего учителя? В качестве одной из стратегических задач, которые ставит перед собой российская высшая профессиональная школа, рассматривается необходимость сохранения исторической памяти современного подрастающего поколения как одной из наиболее активных социальных групп современного общества. В связи с этим возникает настоятельная потребность обращения к трактовке феномена историко-педагогической культуры, его комплексного анализа как целостного социокультурного и психолого-педагогического явления, а также характеристике наиболее адекватных теоретико-методологических принципов, дидактических средств и методических технологий его формирования в ходе образования в высшей школе, в т.ч. на примере опыта, накопленного в ходе работы Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (далее РГПУ им. А.И. Герцена), по подготовке учащихся к адекватному восприятию и трактовке ретроспективы оформления социокультурного и собственно педагогического наследия.