Материалов:
1 005 021

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

ПРОЦЕССНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ УНИВЕРСИТЕТА

Дата публикации: 2022

Дата публикации в реестре: 2023-02-21T12:21:33Z

Аннотация:

Проблема исследования. Образовательные организации функционируют как субъекты рынка образовательных услуг и рынка труда. В связи с этим возникает необходимость их взаимодействия с потенциальными потребителями образовательных услуг (будущих абитуриентов) и образовательной продукции (выпускников, обладающих профессиональной компетентностью и готовностью к решению нестандартных профессиональных задач). Эффективным решением данной задачи является создание образовательной среды - модели внешнего мира, в составе которой находится микромодель среды профессиональной деятельности. Однако это сопряжено с согласованием функционирования многочисленных управленческих структур внутри вуза, учетом потребностей рынка труда в кадрах, образовательных потребностей потенциальных абитуриентов во внешнем мире, приведением образовательной деятельности в соответствие со стандартными требованиями к образованию в целом [9]. Такие сложные процессы требуют новых управленческих механизмов [10]. Цель исследования: изучить состояние исследуемой проблемы в работах российских и зарубежных ученых по вопросам процессного управления в образовании, факторов эффективности образовательной среды; выявить степень согласованности функционирования компонентов образовательной среды в рамках процессного управления и ее открытости внешнему миру на примере Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ). Методы исследования. В основу исследования положены методологические подходы: процессный (В. Лапшин, Ю. Стукалина, Е. Клименко, Е. Левина и др.); контекстный (С.Коутон, П.Хернстейсон, Ч.Сирисути, К.Вайзентонг, Л.В.Смолова, А.Филип и др.), системный (В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков, С.Беккер, Дж.Шонрок-Адема, Боукэмп-Тиммер, ван Хелл, Э. Янке Коэн-Шотанус и др.). Для определения типа образовательной среды была использована методика В.А. Ясвина [6]. Степень согласованности компонентов образовательной среды и ее открытости внешнему миру диагностировалась по методике В.И. Панова "Диагностика образовательной среды" [5; 4]. В опросе приняли участие 100 студентов двух факультетов КБГУ, где находятся образовательные среды разного типа. Выявлено, что управление образовательной средой вузов централизовано, но не все компоненты образовательной среды управляются одинаково. Выявлены некоторые пробелы процессов управления образовательной средой университета. Выводы и рекомендации. Теоретический анализ проблемы и эмпирическое исследование позволяют предполагать, что процессный и контекстный подходы в управлении образовательной средой будут эффективными для внутренней согласованности ее компонентов и оптимального взаимодействия ее с внешним миром. Результаты исследования будут использованы при моделировании и проектировании образовательной среды, функционирующей в контексте внешнего мира и управляемой в соответствии с процессным подходом.

Тип: article


Связанные документы (рекомендация CORE)