Процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования весьма сложен и определяется большим количеством факторов, в числе которых присутствует мотивация учения студентов. Сложность организации процесса в настоящее время состоит в том, что обучение приняло гибридную форму, которая также существенно влияет на мотивационную сферу обучающихся. Развитие последней оказывает значительное воздействие на профессиональную мотивацию, которая помогает построить собственную траекторию в пространстве профессии. На сегодняшний день большинство студентов вынуждены осваивать многие дисциплины в дистанционном формате. Данная ситуация связана со сложной эпидемиологической ситуацией. Многие студенты отмечают, что образовательный процесс носит для них формальный характер, а желание учиться и реализовываться в будущем в выбранной профессии становится менее выраженным. В связи с этим возникает вопрос: каким образом гибридная форма обучения влияет на развитие мотивации учения студентов.
Цель исследования состоит в изучении мотивационных компонентов деятельности будущих педагогов дошкольного образования в период гибридного обучения. Методы исследования. Для изучения мотивации учебной деятельности будущих педагогов дошкольного образования в период гибридного обучения мы использовали методику "Изучение мотивов учебной деятельности студентов", предложенную А.А. Реаном и В.А. Якуниным и авторский опросник "Адаптация студентов к гибридному (смешанному) формату обучения". В исследовании принимали участие студенты 1, 2 и 4 курсов направления "Педагогическое образование" (Дошкольное образование) в количестве 62 человек. Выводы и рекомендации. В рамках проведенного исследования выявлены наиболее значимые мотивы учения и их взаимосвязь с гибридным форматом организации обучения. Исходя из результатов диагностического инструментария, нами сделан вывод о том, что мотивация связана с общими жизненными ценностями, личными смыслами жизни и будущей профессией. Однако из-за недостатка личного общения с преподавателями и сверстниками, формального отношения к лекциям и практическим занятиям в онлайн-формате, у студентов снижается уровень мотивации к обучению, что отражается на развитии профессиональных мотивов деятельности. Проведенное исследование по изучению мотивации учения будущих педагогов дошкольного образования в период гибридного обучения поможет внести коррективы в организацию процесса обучения и воздействовать на определенные аспекты мотивационной сферы обучающихся, в числе которых учебные и профессиональные компоненты. Результаты исследования. Результаты исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями при организации учебного процесса в формате гибридного обучения. Учитывая степень развития мотивационной сферы, преподаватель может выстраивать определенным образом свое занятие и воздействовать на какой-либо из компонентов учебной и профессиональной мотивации студентов.