Цель работы – реконструировать представление о специфике моральных
санкций Эмиля Дюркгейма и выявить его место в процессе формирования современной
теории моральных санкций. Методология работы определяется установкой на взаимное
обогащение историко-этических
исследований и теоретического поиска в этике.
В соответствии с исходным определением, содержащимся в «Методе социологии»,
моральная санкция – это «репрессивная диффузная санкция, т.е. осуждение
общественным мнением». В статье вскрыто внутреннее противоречие этого
определения, состоящее в том, что репрессивный и диффузный характер санкций
не означает их тождества с общественным осуждением. Продемонстрированы
причины, по которым Э. Дюркгейм склонен все же их отождествлять. Выявлен тот
факт, что представление Э. Дюркгейма о моральных санкциях стало важной вехой
в формировании той традиции их понимания, в которой они представляют собой
осуждение нарушителя моральной нормы окружающими, не переходящее в физическое
воздействие на него. В середине XX в. дюркгеймовское понимание моральной санкции
было подвергнуто критике как не учитывающее состояние сознания нарушителя
(Т. Парсонс, О. Г. Дробницкий). Однако, как показано в статье, в поздних работах
Э. Дюркгейма этот недостаток был если не изжит, то, по крайней мере, сглажен