Проблема исследования. Актуальность средового подхода для психологии обозначена А.Н. Леонтьевым в рукописи 1936 года, опубликованной в 1989 году и содержащей критический анализ работ педологов. Автор отметил, что "само понятие среды обычно оставалось...почти без всякого анализа..." [6]. После разгрома педологического подхода в России наступила стагнация в изучении образовательной среды. Возрождение этой области психологии началось в конце 20 века в контексте экологической психологии [11]. Интерес к средовому подходу, как к альтернативному авторитарному, сохраняется и в 21 веке. С увеличением количества внешних угроз для образовательной среды увеличивается и количество анализируемых ее компонентов [1]. Отечественным научным источникам, выполненным в русле средового подхода в разные периоды времени и отличающихся научными интересами их авторов, интерпретациями получаемых результатов, присущи общие проблемные моменты.
Цель исследования - представить образовательное пространство в виде единораздельной целостности, выявить его структуру и обосновать особый статус внутренней среды, обозначить приемлемые направления проектирования его компонентов и критерии оценки получаемых результатов. Эффективность предлагаемых научных разработок верифицирована при помощи эмпирических фактов, полученных при решении исследовательских и учебных задач в Курском государственном университете. Методы исследования. Методологическую основу исследования составили междисциплинарный и системный подходы, базирующиеся на общем ключевом для них принципе целостности [3]. На предпроектном этапе использован содержательный анализ понятий и категорий, осуществлен сравнительный теоретический анализ существующих представлений о образовательной среде и ее структуре. На этапе проектирования использованы метод моделирования, метод прямой аналогии, метод накопления умозаключений по аналогии. На этапе практического применения созданной модели образовательного пространства использовалось знаковое моделирование с применением диаграмм Венна (кругов Эйлера). Выводы и рекомендации. 1. Предложена целостная динамичная многокомпонентная модель образовательного пространства. 2. Научно обоснован статус внутренней среды субъектов образовательного процесса как системообразующей в системе всех компонентов образовательного пространства. 3. Обозначены основные направления проектирования компонентов образовательного пространства и обобщенные критерии оценки получаемых результатов. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании образовательного пространства других образовательных учреждений, а также, как научная основа исследования проблемы психологической безопасности, базирующегося на целостном представлении названного феномена (учитываются не только внешние угрозы безопасности, но и личностные качества субъектов образовательного процесса.