Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Дата публикации: 2022

Дата публикации в реестре: 2023-04-03T12:03:55Z

Аннотация:

Высокая ответственность, большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов существенно влияют на психологическое здоровье учителя (Л.В.Сорокина, 2012). Компонентами профессионального успеха в деятельности учителя и факторами психологического благополучия являются способность работать с эмоциональными проявлениями своими и учеников, управлять личными отрицательными эмоциями и состояниями, способность переживать и выражать чувства в положительном свете (Е.А.Василевская, 2011). Многочисленные исследования качества жизни, психологического благополучия и психологического здоровья учителей указывают на существующие особенности их проявления в связи с возрастом, педагогическим стажем и спецификой образовательной среды школы (Е.А.Воюшина, 2019, Р.М.Хусаинова, 2020). Изучая теоретические источники концепций психологического здоровья и психологического благополучия, отмечаем, что отдельные авторы (М.Ф.Секач, Е.А.Сергиенко, И.В.Дубровина, О.В.Хухлаева, В.Э.Пахальян, Б.С.Братусь и др.) рассматривают психологическое здоровье в связи с психологическим благополучием человека. Психологическое здоровье и психологическое благополучие педагога мы рассматриваем в рамках его профессионально-педагогической деятельности. Цель нашего исследования - описать особенности взаимосвязи психологического здоровья и психологического благополучия учителей. Методы исследования: теоретические (анализ; синтез; конкретизация; обобщение); диагностические (анкетирование; тестирование); методы статистического анализа (SPSS 23), интерпретация эмпирических данных. Выводы. Зафиксировано, что показатели психологического здоровья взаимосвязаны с показателями психологического благополучия. Учителя удовлетворены жизнью в целом, принимают себя со всеми своими недостатками, но в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, а также зависимость от мнения и оценки других в принятии решений. Установлено, что учителя ощущают психологическое благополучие лишь в связи с реализацией своей профессиональной деятельности. Выяснено, что не все показатели психологического здоровья взаимосвязаны с показателями психологического благополучия. Такие компоненты психологического здоровья, как семейное благополучие, духовность (религиозность), гуманистическая позиция с показателями психологического благополучия не имеют значимых взаимосвязей.

Тип: article


Связанные документы (рекомендация CORE)