В статье отмечается, что в российском обществе конца ХIХ – начала ХХ в. борьба за решение
задач национально-культурного возрождения Беларуси велась на фоне острых политических и
социально-экономических проблем. В этой связи достаточно активно обсуждались вопросы развития народного образования, которое являлось орудием влияния различных политических сил и их идеологий. Актуальные задачи реформирования системы просвещения, увеличение ассигнований, введение всеобщего обучения и расширение сети учебных заведений не могли не отразиться в платформах формировавшихся политических партий различного идеологического спектра. Подробно анализируются программные установки партий социалистической ориентации в вопросах развития образования и положения учительства. В документах и материалах, воззваниях, на страницах нелегальной печати самодержавие рассматривалось ими как враг народа и просвещения. Подчеркивалось, что образование должно лечь в основу практического решения назревших проблем во всех сферах жизни, а народные учителя, как самый многочисленный отряд интеллигенции, примкнув к борьбе социал-демократической и других партий левого толка, станут союзником рабочих и крестьян в деле построения нового общества