Первая половина XIX века была периодом развития инакомыслия и общественных движений в Европе. К наиболее известным и влиятельным диссидентам того периода можно отнести А.И. Герцена и К. Маркса. Оба были сторонниками социализма и основали движения, которым было суждено коренным образом изменить общественную жизнь европейского Востока и Запада. Социальные конструкты будущего, разработанные ими, до сих пор востребованы - социалистические и социал-демократические идеи во многом определяют современный политический ландшафт. Будучи в молодости приверженцами либерализма, позже Герцен и Маркс отказались от этой концепции, сочтя ее неконструктивной. Герцен подверг либералов критике за то, что они выдумывают народ, а не изучают его, и требуют, чтобы все без исключения стали homo politicus и занялись решением общественных вопросов. Маркс стал проповедником диктатуры как единственного способа построения справедливого общества в Европе. Он часто практиковал авторитаризм, за что его критиковал Герцен. Переболев либерализмом, Герцен стал относиться к нему критически и потому, что осознал его латентный индивидуализм. Герцен искал пути переустройства российского общества в демократии, понимая ее, главным образом, как выражение коллективистского духа. Особый интерес представляет попытка Герцена обосновать возможность миновать буржуазную формацию Маркса посредством «диагонального» перехода от докапиталистического общества к социализму. Герцен считал капитализм социальной неудачей, «историческим вывихом», который, развившись в Западной Европе, затронул все народы мира. Альтернативный конструкт, предложенный Герценом, имеет потенциал для антикапиталистических объединений, постоянно возникающих в разных регионах мира, - они пытаются создать самоуправляющиеся общины, лишенные недостатков буржуазной демократии.