Рассмотрена проблема сложности этнической самоидентификации
современного человека. Предложен анализ корпуса базовых символов,
функционирующих как в обряде, так и в повседневности. Определена специфика
структурирования и иерархизации смыслового поля культуры, где символы фигурируют
в качестве знаков идентификации этноса и генетической памяти культуры. Отмечено,
что в традиционной повседневности обыденное сознание использует эти символы
как нечто «само собой разумеющееся», не подлежащее рефлексии, автоматически
выстраивающее бытовой контекст: «я-концепция
» этноса, самоназвание, повседневное
знание, совместно известное представление о родной земле – алаас. Исходя из аналогий
между обыденным и мифологическим сознанием, автор на примере самоназвания
и пространственных представлений в культуре саха (якутов) рассматривает структуру
и механизм функционирования ключевых символов. Автор утверждает, что символы
служат основанием этнической идентификации, актуализируют и укрепляют в сознании
носителя культуры духовный опыт предшественников, тем самым укореняют человека
и обеспечивают основания его бытия