В современных условиях вопрос о сохранении языков коренных народов радикально меняет свою природу. Еще столетие назад естественные языки были неразрывно связаны с уникальными системами приспособления к окружающей среде и отражали специфический хозяйственный уклад народов, являющихся их носителя-ми. Глобализация и унификация этнических и национальных культур сделали традиционную прагматику языка неактуальной. Тем не менее традиционные методы сохранения исчезающих языков продолжают базироваться на классической схеме территория – народ – язык. Представляется, что взглянуть на проблему по-новому можно, сравнив прагматические основания функционирования естественных языков с имеющимися примерами создания и функционирования искусственных языков. Будучи изначально не связанными с каким-либо реальным сообществом, некоторые из них сравнительно успешно существуют на продолжении десятилетий и зачастую расширяют сферу своего применения.