Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Конструктивистская концепция научного познания

Дата публикации: 2023

Дата публикации в реестре: 2023-12-05T16:33:03Z

Аннотация:

Цель. Раскрыть конструктивный характер научного познания как альтернативу его трактовке как «отражения» объективной реальности Процедура и методы. Показано, что концепция научного познания как отражения объективной реальности противоречит как реальной истории науки, так и реальной практике научного познания, причем на всех его уровнях: чувственном, эмпирическом, теоретическом, метатеоретическом. На каждом из этих уровней научного познания сознание не отражает, а конструирует своими средствами определенный вид научной реальности. Затем сравнивает научную реальность с объективной реальностью и структурирует ее по степени тождественности с научной реальностью. В результате именно сконструированная учеными научная реальность выступает мерилом объективной реальности, а не наоборот. Результаты. Обоснована гносеологическая первичность научной реальности по отношению к объективной реальности. Теоретическая и/или практическая значимость. Признание конструктивного характера научного познания позволяет по-новому решить проблему истинности научного знания и его соотношение с практической деятельностью. Научное знание, особенно научные теории, строится сознанием с самого начала как истинное описание научной реальности до и независимо от его сравнения с объективной реальностью. Критериями истинности научного знания для сознания являются его очевидность, определенность, непротиворечивость, логическая доказательность (Р. Декарт). Соответствие (степень тождества) научного знания объективной реальности является только критерием применимости научного знания к описанию объективной реальности. Такое соответствие является всегда неполным и только приблизительным и относится к любому уровню научного знания

Тип: Статья


Связанные документы (рекомендация CORE)