Повесть А. П. Чехова «Три года» (1895) рассматривается в аспекте русской сатирической традиции, которая является средством выражения точки зрения писателя на крупнейшие идеологические явления его эпохи. Комплекс почвеннических и славянофильских идей представлен в повести через призму восприятия различных героев, в различном преломлении, в разных трактовках – как в ироническом, так и в позитивном ключе. Основное внимание уделяется образу «щедринского Иудушки», с которым Чехов соотносит ложные интерпретации теорий Достоевского, Данилевского, почвенников и славянофилов. Сатирический щедринский интертекст в повести становится формой чеховской иронии по отношению к искажениям этих теорий. Славянофильство и почвенничество, понятие «русская душа» остались в глубине чеховского мировоззрения и чеховской художественной системы, не подверженные интерпретациям лицемерных «иудушек»